Научный подход к профориентации

Основы используемого подхода

Система оценки карьеры кандидатов предполагает использование комплексного подхода, называемого психодинамическим анализом карьерных перспектив, основанном на самооценочном тестировании личностных характеристик кандидата и последующем консультировании специалиста психолога.

Оценка карьерных направлений состоит из 2 групп оценок кандидата - оценки Личностных характеристик и оценки интересов, способностей и ценностей.

Раздел «Личность» в отчете «Career Direct®» представляет собой личностный опросник, предназначенный для консультирования по вопросам выбора профессии. Он состоит из шести основных шкал, включающих в себя субшкалы. Также представлены дополнительные шкалы, охватывающие следующие показатели: «Стресс», «Задолженность» и «Управление финансами». Разделы «Интересы», «Навыки» и «Ценности» в отчете по результатам тестирования измеряют Интересы (Виды деятельности, Профессии, Учебные дисциплины); Навыки/Способности, Жизненные ценности и Ценности в отношении условий и результатов труда.

Набор оценок личности был сформирован с использованием массива статистической информации, которая позволяет кратко, корректно и аккуратно обозначить ключевые показатели, имеющие значение при выборе пути профессионального развития. Факторный анализ с учетом устойчивых статистических групп, включая возраст и пол кандидатов, позволил выявить и подчеркнуть ключевые закономерности выбора профессии. Тест постоянно корректируется и уточняется с учетом более 200 000 пройденных результатов.

Методология исследования

В этом разделе указаны выдержки, характеризующие методологию исследования. Полная информация приведена в в работе Toth, Stokes, Ellis, and Elder (1995).

Разработка раздела «Личность» началась с составления списка всех известных параметров личности (252 прилагательных, 237 антонимичных пар и 278 предложений) и последующего проведения опроса по этим пунктам в несколько повторяющихся этапов в большой выборке испытуемых. Выборка испытуемых была разбита на 2 группы в 404 и 373, которым были представлены различные форматы параметров личности.

По результатам опроса был проведен факторный анализ, на основании которого проводилось анкетирование 1000 участников по шкале Marlowe-Crown (Marlowe-Crown Social Desirability Scale (1964)). После этого было проведено исследование дальнейшей структуры параметров личности с использованием компонентного анализа. Результаты анализа выявили 9 ключевых факторов с показателями надежности (Cronbach Alpha) в пределах от 0,64 до 0,95.

Третья группа испытуемых проводили оценку одиночных параметров личности по Marlowe-Crown Social Desirability Scale и 2 другим системам оценки личности (NEO-PI R и Hogan Personality Inventory)

По результатам опроса был проведен факторный анализ, последовательно указавший на присутствие шести важнейших личностных параметров. Эти шесть факторов включают в себя Доминирование, Экстраверсию, Сострадание, Организованность, Авантюризм и Новаторство.Названия основных характеристик личности опираются на главную суть более мелких подпунктов измеряемого параметра. Затем были избраны термины (прилагательные и существительные) для описания противоположных сторон шкалы измерения. Каждая шкала представляет собой континуум от одного характерного типа поведения до другого. Например, «покладистый – средний уровень – доминирующий»; или «интроверт – средний уровень – экстраверт». Индивидуальные показатели отмечаются на определенном отрезке континуума на основании набранных баллов и показывают отношение к норме, или к стандартному распределению данной характеристики среди всей совокупности опрошенных испытуемых.

Принципы составления опросных листов

1. При разработке данных разделов опросника использовался как рациональный подход, так и метод главных компонент и факторный анализ.

2. Консультанты по вопросам психологии начали свою работу с определения основных категорий интересов, навыков и ценностей.

3. Затем все данные были составлены в список для рационального измерения этих параметров, включая все аспекты труда, от занятия более утонченными материями до самых простых и приземленных специальностей.

4. Среди различных вариантов была выбрана следующая форма: одно слово, выраженное прилагательным или существительным, обозначающим качество личности; испытуемые при опросе предпочитали одно слово любым словосочетаниям и определениям, а исследователи отметили, что полученные в результате факторы-характеристики намного легче поддаются истолкованию.

5. Параметры личностных характеристик были разработаны на основании ответов выборки испытуемых, при использовании множественного статистического анализа. Эти методики включали в себя факторный анализ главных компонент с варимакс-вращением факторов. Такой анализ, в результате, привел к группировке слов в более крупные категории.

6. Был также проведен анализ валидности вопросов и параметров, на основании чего были выбраны наилучшие слова для обозначения измеряемых личностных характеристик (факторов). Были также удалены термины, которые не лучшим образом коррелировали с данными факторами, а также повторяющиеся и дублирующиеся слова.

7. В ходе данного процесса в пределах каждого фактора также были разработаны субфакторы, в соответствии со всей совокупностью данных.

Статистические выборки

Одна выборка (N = 3,859), состоящая из разнообразных представителей, использовалась для создания, проверки и усовершенствования разделов Личность, «Интересы», «Навыки» и «Ценности» в их первоначальном виде.

Одна выборка (N = 1,048), состоящая из взрослых представителей, ответила на вопросы опросника по разделам «Личность», «Интересы», «Навыки» и «Ценности», а также прошла Опросник интересов Стронга, для определения конструктной валидности по отношению к факторам интересов Стронга. Эта выборка была набрана на основании критериев удовлетворенности своей работой и относительного успеха в профессиональной сфере, при условии, что испытуемый проработал на этом месте не менее трех последних лет.

Выборка молодежи (N = 572) состояла из группы молодых людей не старше 23 лет, которые были преимущественно студентами первого курса из 26 различных вузов, представляющих различные регионы США.

В 1997 году разделы «Интересы», «Навыки» и «Ценности» были еще более усовершенствованы на основании выборки клиентов, состоящей из 3841 взрослых и 2540 молодых людей. Здесь снова был использован анализ валидности вопросов и параметров для удаления повторяющихся и однотипных пунктов по одному и тому же фактору. В дополнение, эти большие выборки позволили исследовать различия у испытуемых разного пола и разных возрастных групп в факторной структуре разделов«Интересы», «Навыки» и «Ценности». Чтобы иметь идентичные факторы для всех групп, те пункты, которые оказались нестабильными для различных возрастов или полов испытуемых, были удалены. Вместо них были составлены и включены в опросник новые пункты, на основании рационального подхода, с перспективой сбора данных и дальнейшего повторного анализа факторной структуры.

В 1998 году была набрана еще одна выборка из 8,870 клиентов «Career Direct» методом случайного выбора из базы данных программы ISVI4 (пересмотренная и исправленная в 1997 г.). Выборка была разделена на взрослых и молодых людей и уравновешенна по половому признаку в каждой возрастной группе. Пункты в пределах каждой категории были заново подвергнуты анализу, было принято решение пересмотреть и внести изменения в следующей редакции программы тестирования (ISVI5). Несколько факторов включили в себя новые пункты, добавленные в 1997 году, таким образом усилив и усовершенствовав структуру этих факторов.

Валидность результатов

Валидность показателей личности

Конструктная валидность: Чтобы обеспечить подтверждение конструктной валидности, данный инструментарий был сопоставлен с «Личностным опросником» Хогана (1986) и Пятифакторным личностным опросником МакКрае-Коста, так называемым NEO-PI (1985).

  • Экстраверсия в высокой степени соотносится с измерением экстраверсии в NEO-PI: r= 0.82
  • Организованность сильно коррелирует с показателем добросовестности в NEO-PI: r= 078
  • Сострадание в значительной мере соотносится с приятностью в общении в NEO-PI: r= 0.57
  • Авантюризм умеренно соотносится с экстраверсией в NEO-PI и со шкалой амбициозности у Хогана
  • Доминирование умеренно коррелирует в NEO-PI с экстраверсией и добросовестностью. Кроме того, данная шкала умеренно соотносится с амбициозностью в опроснике Хогана.
  • Новаторство умеренно коррелирует с открытостью в NEO-PI и со шкалой любознательности у Хогана.
  • Шкала стресса сильно коррелирует с измерением нейротизма в NEO-PI и шкалой адаптации у Хогана

Эмпирическая валидность: Последующее подтверждение валидности было получено при помощи обратной связи клиентов в отношении предъявленных им оценочных данных, включенных в отчет по результатам тестирования.

Точность личностных характеристик, по собственным оценкам клиентов, колеблется от 92% до 96%, точность сильных сторон равняется 97%, точность слабых сторон – 83%, а общая полезность отчета – 96%. Относительно более низкая, по мнению клиентов, точность слабых сторон стала причиной пересмотра и внесения изменений в текст отчета, так чтобы сделать утверждения этого раздела менее противоречивыми.

Точность личностных характеристик, по оценкам близких людей или супругов испытуемых, колеблется от 87% до 93%, точность сильных сторон – 94%, а точность слабых сторон – 71%. В этом отношении также были предприняты меры по изменению текста с целью устранения противоречий.

Валидность показателей разделов «Интересы», «Навыки» и «Ценности»

Факторы «Общих интересов» прошли проверку по критерию конструктной валидности в сопоставлении со шкалами Опросника профессиональных интересов Стронга. Были проведены простые корреляции между соответствующими факторами.

Был также проведен анализ для оценки конструктной валидности на основании ответов клиентов на оценочные опросы, прилагаемые к отчетам по результатам тестирования.

Разделы «Интересы», «Навыки» и «Ценности»:

Точность данных тестирования по разделу «Интересы» составляет 90%.

Точность данных тестирования по разделу «Навыки» – 87%.

Полезность разделов «Ценности»: «Условия труда» – 91%, «Результаты труда» – 89%, и«Жизненные ценности» – 99%.

Данные из нормативной выборки работающих взрослых (N = 1002), 1995 г., были подвергнуты множественному регрессионному анализу, с целью прогнозировать индивидуальные профессиональные шкалы Стронга (105 шкал, мужчины и женщины), используя баллы по группам Общих интересов из программы «Career Direct» (21 фактор), личностные характеристики (сострадание и экстраверсия) и личностные субфакторы (10 показателей) из оставшихся четырех основных характеристик личности. Скорректированная статистика коэффициента детерминации, представляющая количество дисперсий, насчитанных из полного количества, равного 1.00, колебалась от 0.52 (хиропрактик) до 0.83 (программист) для мужчин и от 0.54 (библиотекарь) до 0.86 (ветеринар) для женщин. В целом, 59% из 105 испытуемых в мужской совокупной шкале показали коэффициент детерминации, равный 0.70 или более, а 71% из 105 испытуемых в женской совокупной шкале – 0.70 или более. Это указывает на то, что комбинация факторов интересов и личностных характеристик из программы «Career Direct» поясняет значительную долю дисперсии по шкалам профессиональных интересов Стронга.

Докторская диссертация доктора философии Черила Тота на тему «Использование профессиональной характеристики личности для дифференциации профессий и прогнозирования удовлетворенности в трудовой сфере», 1998 г., IBM Global Systems. Д-р Тот использовал данные соответствия «человек-работа» в пределах группы профессий и дифференцируемых профессиональных видов деятельности.

Данное исследование указывает на то, что определенные паттерны личностных качеств, профессиональные интересы и навыки (способности) оказывают влияние на предпочтения в отношении конкретных трудовых специальностей по типологии профессий Голланда. Описательный дискриминантный анализ соединил четыре сферы – личность, интересы, навыки и ценности – в один анализ для испытания совокупной значимости этих четырех аспектов с целью пояснения индивидуальных предпочтений человека по отношению к различным профессиям. Результаты показали, что профессиональные интересы, личностные характеристики и навыки в значительной степени связаны с предпочтениями по отношению к тем или иным специальностям, и поэтому их необходимо учитывать в процессе тестирования, чтобы успешно направить клиента при выборе профессии. До проведения данного исследования никакие изучения в области прогнозирования выбора профессии с множественными синхронными показателями оцениванию не подвергались.

Также для изучения вопроса о том, влияют ли переменные, изменяющиеся по отношению к различным видам профессий, на удовлетворение своей работой, был использован множественный регрессионный анализ; это было сделано на основании данных о степени удовлетворенности собственной профессией, собранных в то же самое время, что были получены и нормативные данные Career Direct. Результаты показали, что ценности в отношении труда, хотя и не влияли на дифференциацию профессий, оказывали существенное влияние на удовлетворение своей работой у испытуемых.

Всестороннее изучение данных, полученных из тестирования работающих взрослых, привело к заключению, что для того, чтобы помочь людям с большей вероятностью сделать удовлетворительный выбор на профессиональном поприще и развивать стабильное направление в работе, необходимо принять во внимание все четыре сферы: профессиональные интересы, личностные особенности, навыки/способности и ценности в отношении труда.

Подтверждение надежности

Внутренняя непротиворечивость по методу альфы Кронбаха колеблется от 0,86 до 0,94 в отношении шкал основных характеристик личности, и от 0,76 до 0,92 – в отношении шкал личностных субфакторов (n = 4463).

Подраздел «Виды деятельности» состоит из 36 групп занятий; коэффициент внутренней непротиворечивости (по методу альфы Кронбаха) колеблется от 0,78 до 0,93.

Подраздел «Профессии» состоит из 22 групп профессий; внутренняя непротиворечивость (по методу альфы Кронбаха) колеблется от 0,76 до 0,90.

Подраздел «Навыки» состоит из 14 групп навыков; внутренняя непротиворечивость (по методу альфы Кронбаха) колеблется от 0,70 до 0,90. Подразделы «Виды деятельности», «Профессии» и «Учебные дисциплины» были объединены в 21 группу по общим интересам, с коэффициентом внутренней непротиворечивости (по методу альфы Кронбаха), колеблющимся от 0,82 до 0,93.